Производство и продажа алкоголя по законодательству Российской Федерации относятся к лицензируемым направлениям. Такое правило установлено потому, что потребление некачественных алкогольных продуктов может представлять серьезную угрозу здоровью, а подчас даже жизни покупателей таких напитков. Поэтому государство строго следит за тем, чтобы производители таких товаров соблюдали установленные нормативы безопасности, а продавцы выполняли правила хранения, перевозки и выполнения других операций с этими товарами, которые могут повлиять на их качество в момент потребления.
Нормативная база
Общий порядок лицензирования в нашей стране определен федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Информация о том, как получить лицензию на алкоголь, и каковы требования к соискателям такого документа, содержится в другом федеральном законе — от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Он посвящен вопросам регулирования оборота алкогольных и спиртосодержащих продуктов. Согласно этим правовым актам, в роли основного государственного органа, который реализует функции контроля и надзора, выступает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка – Росалкогольрегулирование.
Лицензия на производство алкоголя, его продажу и другие типы деятельности этой области также оформляется этим ведомством. Порядок его работы по предоставлению такой государственной услуги определен приказом Росалкогольрегулирования от 12 августа 2019 года N 199. Наконец, данные о том, сколько стоит лицензия на алкоголь, содержатся в действующем Налоговом кодексе РФ. Таков список основных нормативных документов, определяющих условия получения разрешения на продажу алкоголя на текущий момент.
В каких случаях нужна лицензия
По общему правилу оформление лицензии на алкоголь требуется в большей части ситуаций, когда организация производит какие-то операции с алкогольной продукцией. Согласно части 2 статьи 18 171-ФЗ получение этого документа необходимо для выполнения следующих видов работ:
- изготовление, хранение и выполнение поставок этилового спирта, а также алкогольных продуктов пищевого назначения;
- изготовление, хранение и выполнение поставок непищевых спиртосодержащих продуктов;
- розничная продажа алкоголя;
- перевозки продуктов с содержанием спирта более 25% объема готового товара;
- изготовление, хранение, выполнение поставок и розничная продажа винодельческих продуктов изготовителями, имеющими статус сельхозтоваропроизводителя;
- изготовление этилового спирта для целей производства медицинского этанола.
Приведенные здесь виды лицензий на алкоголь необходимы для работы в каждом направлении. Если компания собирается работать в нескольких областях, ей потребуется получить соответствующее количество разрешений на ведение такой деятельности. В результате лицензия на продажу алкоголя и другие операции с ним требуется почти в любых случаях. Но все же законом определены отдельные случаи, когда выполнять операции, связанные с оборотом спиртосодержащих продуктов, можно без нее.
В каких случаях не нужна лицензия
Если информация о том, на какой алкоголь нужна лицензия, содержится в части 2 статьи 18 171-ФЗ, то сведения о том, в каких случаях разрешение не нужно, приводятся в первой части этой же статьи. Их список включает:
- изготовление и оборот медицинского этилового спирта и спиртосодержащих лекарств;
- производство и продажа слабоалкогольных напитков. Компаниям, которые интересуются, какой алкоголь можно продавать без лицензии, следует учитывать, что этот список включает пиво и пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха;
- розничная продажа непищевых продуктов с содержанием спирта;
- закупки этилового спирта и спиртового сырья в технических целях, включая производство спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также перевозка таких товаров объемом меньше 200 декалитров ежегодно;
- изготовление и продажа виноградного сусла, если они выполняются компаниями, имеющими статус сельхозтоваропроизводителей;
- международные перевозки этанола и продуктов с содержанием спирта больше 25%, если стартовая точка такой перевозки располагается в России, а конечная – за пределами ЕАЭС;
- производство мебельных товаров с содержанием спирта, например, красок или лаков, если у производителя есть официальное заключение, подтверждающее место расположения производства внутри РФ;
- хранение изъятого этанола и спиртосодержащих продуктов.
Порядок получения
Общее правило выдачи алкогольных разрешений, будь то лицензия на крепкий алкоголь для кафе или другой тип документа, заключается в том, что получить их могут только юридические лица. Выдача таких разрешений индивидуальным предпринимателям действующим законодательством не предусмотрена. Чтобы оформить документ, заявитель обязан соответствовать условиям, предъявляемым к исполнителю конкретного вида работ. Они сформулированы статьей 19 171-ФЗ и заметно различаются в связи с тем, в каком именно направлении планирует действовать компания.
Получение розничной лицензии на алкоголь или другой вид деятельности осуществляется по следующему общему алгоритму.
- Заявитель самостоятельно проверяет, соответствует ли его организация установленным требованиям, применяемым к выбранному направлению.
- Он собирает и оформляет документы, подтверждающие такое соответствие. Документы для получения лицензии на алкоголь в каждой конкретной ситуации перечислены в статье 19 171-ФЗ.
- Он оплачивает государственную пошлину за выдачу разрешения в установленном размере. В зависимости от сферы деятельности, в которой будет работать организация, ее размер может составлять от 65 тысяч до 9,5 миллионов рублей.
- Заявитель подает заявку и пакет документов в уполномоченное государственное ведомство. Чаще всего оформлением алкогольных разрешений занимается Росалкогольрегулирование, поэтому лицензионную заявку нужно подавать именно туда. Но лицензия на алкоголь для магазина, осуществляющего розничную торговлю, выдается профильным департаментом органа исполнительной власти того региона, где работает заявитель.
- Соискателю нужно дождаться результатов рассмотрения лицензионной заявки и вынесения решения уполномоченным государственным ведомством. Согласно пункту 13 положения, утвержденного приказом № 199, на это ему отводится 30 дней.
- В случае принятия положительного решения соискателю выдается готовая лицензия на оптовую торговлю алкоголем или иной выбранный вид деятельности. Сведения об этом документе вносятся в Единый государственный реестр, который опубликован в открытом доступе на сайте Росалкогольрегулирования. Это сделано для того, чтобы любой заинтересованный покупатель продукции с содержанием алкоголя мог проверить, что интересующий его товар действительно произведен с соблюдением требований действующего российского законодательства.
Итак, большинство видов операций по обороту алкоголя требуют прохождения этой сложной и длительной процедуры. Если у компании отсутствует оптовая лицензия на алкоголь или разрешение на ведение другой деятельности в этой области, к ней будут применены серьезные санкции.
Стоимость лицензии
Выдача лицензии на ведение деятельности, связанной с оборотом алкогольной или спиртосодержащей продукции, представляет собой государственную услугу, которая оказывается на платной основе. Ее оплата производится посредством уплаты государственной пошлины в размере, установленном статьей 333.33 действующего Налогового кодекса РФ. В зависимости от конкретного вида деятельности она составляет следующие суммы:
- производство, хранение и осуществление поставок этилового спирта, а также алкогольных напитков, кроме выделенных в отдельные виды производств, — 9,5 миллионов рублей;
- производство, хранение и осуществление поставок виноградного вина, включая ликерное, шампанское, фруктовое вино, а также винные напитки (при условии, что технология их производства исключает добавление чистого этилового спирта) – 800 тысяч рублей;
- производство, хранение и осуществление поставок вина и шампанского, изготовленного крестьянскими или фермерскими хозяйствами, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими действующий статус сельхозтоваропроизводителей, — 65 тысяч рублей;
- производство, хранение и осуществление поставок вина и шампанского с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения — 65 тысяч рублей;
- производство, хранение, закупка и осуществление поставок пищевой и непищевой спиртосодержащей продукции – 800 тысяч рублей;
- перевозка этанола, пищевой и непищевой продукции с содержанием более 25% объема чистого спирта – 800 тысяч рублей.
Срок действия лицензии
В отличие от многих других видов лицензий, разрешение на ведение деятельности, связанной с оборотом спиртосодержащих продуктов, не будет бессрочным. Согласно установленному порядку максимальный срок действия алкогольной лицензии составляет 5 лет. В некоторых ситуациях, например, при оформлении разрешения на розничную продажу алкоголя, документ выдается на то количество лет, которое указано соискателем в лицензионной заявке, — но не более пяти. При этих обстоятельствах за каждый год действия такого разрешения уплачивается отдельная госпошлина. По истечении пятилетнего срока осуществляется продление лицензии на алкоголь: в 2021 году оно производится с применением той же процедуры, которую заявитель проходит при первичном получении документа.
Переоформление лицензии на алкоголь
В некоторых ситуациях обладателю лицензии может потребоваться ее переоформить, даже если срок действия документа пока не истек. Это происходит в следующих ситуациях:
- изменение организационно-правовой формы компании;
- изменение ее названия;
- смена места расположения головной организации или ее подразделения, которое занимается ведением основного вида деятельности;
- завершение срока действия договора аренды здания или помещения, где осуществляется основная деятельность;
- изменение основного вида деятельности;
- изменение других сведений, которые зафиксированы выданной лицензией;
- потеря или утрата имеющейся лицензии.
Штраф за продажу алкоголя без лицензии
Нарушение действующих правил получения и использования лицензии на ведение деятельности, связанной с оборотом этилового спирта и изготовленной из него продукции представляет собой серьезный проступок, который влечет за собой санкции, предусмотренные статьей 14.17 КоАП РФ. Этот раздел нормативного документа включает несколько видов наказания, применяемых к виновникам в зависимости от конкретных обстоятельств совершенных ими правонарушений. Как рассказывают сотрудники контролирующих и надзорных органов, наиболее частыми нарушениями, которые они выявляют в своей работе, становятся:
- несоблюдение действующих лицензионных требований к ведению выбранного вида операций. За такой проступок статьей 14.17 для организаций предполагается штраф размером до 150 тысяч рублей. Если допущенное нарушение оказалось грубым, штраф за него может быть увеличен до 200 тысяч рублей или заменен остановкой работы предприятия на срок до 90 суток. Эти санкции могут дополнить конфискацией имеющегося оборудования и уже произведенной продукции;
- изготовление лицензируемой продукции при отсутствии соответствующего разрешения, то есть производство и продажа алкоголя без лицензии. При этих обстоятельствах на компанию-виновника будет наложен штраф размером до 20% годовой выручки, но не меньше 3 миллионов рублей. Это наказание также могут заменить остановкой работы предприятия на срок до 90 суток и дополнить конфискацией оборудования и товаров.
В обоих случаях невыполнение требований лицензионного законодательства должностными лицами, которые по роду своих обязанностей должны следить за их соблюдением, карается наложением дополнительных санкций непосредственно на виновника.